ГЛОССАРИЙ

ЧЕЛОВЕК – это чело (т.е. лик, лицо, личность) и век (т.е. столетия, история). Иными словами, человек – это личность, своими деяниями творящая свою историю, настоящее и будущее.

ГРАЖДАНИН – лицо, чья принадлежность к государству закреплена законом. Он наделен правами, свободами и обязанностями, отличающими его от иностранных граждан, находящегося на территории данного государства.

Социум (от лат. socium - общее) - англ. socium; нем. Sozium. Большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры; высшая форма социума - общество как целостная социальная система.

Cогласно теории научного коммунизма (в переводе на русский язык коммуна – это община), классы – это социальные группы/соцумы, которые различаются по отношению к средствам производства, а основа классового деления общества лежит в производственных отношениях.

Общества делится не только по классам. Они включают в себя различное множество других категорий: профессиональные социумы (например, социумы научный и творческой интеллигенции, властно-чиновничий социум и социум военных и т.д.), пассионарно-цивилизационные, конфессиональные и этнические социумы, социумы по возрастным категориям и т.п.

В социумах наличествуют противоречия и конфликты, кроме того между различными социумами сходной природы также имеются противоречия  и конфликты, переходящие в неконтролируемый, а порой управляемый, хаос (например, борьба за доминирование в целях присвоения чужих ресурсов) и порой трансформирующиеся в силовую форму -  войну, которая может привести к гибели конфликтующих сторон.   

Конфликты межу различными сегментами сверхсложной системы (в случае ее неупорядоченности на основе направляемого развития) могут носить гибельный характер для самой сверхсложной системы. Иными словами, если человечество не примет парадигму МИРа, его ждет неминуемая гибель.

Человечество – это совокупность всех людей, входящих во множество разнообразных социумов в качестве индивидуальных членов. Социумы – это сложная система, а человечество – сверхсложная система.

Мировое сообщество – это взаимосвязанная система государств мира во главе которых стоят властные структуры/социумы.

Всемирное гражданское общество – организованное в глобальном масштабе объединение людей, которые независимо от гражданства, национальной или конфессиональной принадлежности разделяют общечеловеческие ценности. Его политической основой является глобальное движение неправительственных организаций. В экономическом плане ВГО базируется на деловом секторе, представленном частным предпринимательством. Технологической основой ВГО является развитие новейших средств коммуникаций, обеспечивающих глобальное  распространение потоков информации через государственные границы ин большие расстояния, что получило название "глобальная революция в общении.

Мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы. Общественное мировоззрение меняется от эпохи к эпохе и складывается под воздействием культуры эпохи как целого. При этом в научной литературе используется следующее определение культуры, сформулированное английским этнографом Эдуардом Б. Тайлором: «Культура или цивилизация, в широком этнографическом смысле, слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

В Библии сказано: «В начале было слово». Иными словами, «слово», т.е. мировоззрение, составляет сущность человеческого бытия, смысл его жизнедеятельности. Мировоззрение должно быть осмысленным, выстраданным. Мировоззрение, впитанное с молоком матери, т.е. представляющее собой набор догм, правил и ценностей без соответствующего осмысления, - это конформистское мировоззрение. Оно может стать объектом конфликтных ситуаций/спекуляций и делается уязвимым. В этом случае оно на бессознательном уровне может быть заменено на другое, также порой сформированное из догм, правил и ценностей, но уже ложной направленности.

В процессе реализации свей жизненной функции человек опирается на веру как символ мировоззрения. Вера у теистов – это вера в Бога, у атеистов – вера в человека и человечество и т.п.

Идеоло́гия (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, разум, учение) — совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии).

Идеология не наука, хотя она может включать научные знания. В отличие от науки идеология, как выражение частных интересов в форме всеобщности, представляет собой знание о социально-политической жизни по отношению к интересам составляющих её сил, задавая на этой основе оценку желательности или нежелательности того или иного социального бытия.

Таким образом, разница между мировоззрением и идеологией очевидна. Та или иная идеология - это всего лишь одна из социально-экономических и политических граней мировоззрения как отражения всеобщности.

Трансдисциплинарность используется как «принцип организации научного знания», открывающий широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении комплексных проблем природы и общества. Следует отметить, что трансдисциплинарность, позволяет учёным официально выходить за рамки своей дисциплины, не опасаясь быть обвиненными в дилетантстве. Ярким примером использования трансдисциплинарного подхода стала созданная в XIX веке марксистская теория, основными источниками которой стали немецкая философия, буржуазные английские экономические учения и французский утопизм.

Косвенная агрессия в международном праве – это агрессия, совершаемая вооруженными бандами, группами, регулярными силами или наемниками, формально не входящими в состав регулярных вооруженных сил какого-либо государства или скрывающими свою принадлежность к ним, хотя они организуются определенным государством либо действуют от его имени или по его поручению. На К. а. не распространяется норма международного права, в соответствии с которой государство вправе уклониться от ответственности за действия лиц, не обладающих качеством его органа. К К.а. нередко относят действия, предусмотренные ст. 3 Определения агрессии 1974 г., а именно засылку государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно актам агрессии, или значительное участие государства в подобных действиях. Совет Безопасности ООН определил, что другие случаи К. а. также. представляют собой агрессию, согласно положениям Устава ООН.

Полицентризм - (англ. polycentrism; от др.-греч. πολύς — многий, многочисленный + лат. cetrum — центр, средоточие) — принцип и основная структурная особенность геополитического устройства современного мира. Многополярная структура мира формируется под воздействием множества геополитических факторов, в числе которых видная роль принадлежит экономике. Полицентризм предполагает наличие в системе международных отношений нескольких наиболее сильных государств или блоков, взаимоотношения которых определяют развитие мировой политики. Гегемонистская парадигма однополярного мира основана на англо-саксонских ценностях насилия и индивидуализма. Антитезой этому мировоззренческому доминированию может стать только разработка и реализация перспективной, опережающей парадигмы направляемого развития в рамках ненасильственного полицентризма. Концепция «многополярной глобализации» констатирует наличие определенного баланса сил между государствами. Она направлена на достижение равноправия государственных, религиозных, национальных, культурных и цивилизационных форм.  

Направляемое развитие базируется на способности поддерживать желаемые тенденции либо избежать тех или иных подводных камней или катастроф, способных увести в сторону поток развития событий. Итак, людям, науке доступно не жесткое управление с четко поставленными целями, а возможность направления естественных процессов самоорганизации в желаемое русло развития, которое (по нашим представлениям сегодняшнего дня и уровню наших знаний) обеспечивает стабильность общественной жизни и ее развитие. И не в далекой перспективе, а на том временном отрезке, где мы еще способны разглядеть горизонты. В этом только и может быть смысл управляемости общественных процессов, выражаемой принципом кормчего: Стремясь достичь желаемой гавани, кормчий не должен рассчитывать только на свои силы. Он в максимальной степени должен уметь использовать могучие силы Природы - силу течений и ветра. И уж во всяком случае не направлять свой корабль наперекор потоку. Так и в общественной жизни: главное - понять естественные тенденции развития, стремления людей. И только с помощью такого знания стремиться преодолеть трудности развития. Необходимо учитывать, что направляемое развитие должно осуществляться в сложносистемной, мультиагентной среде разнообразных (властных, гражданских, научных и деловых) социумов.   

Солидарное Созидание – это деятельность направляемого характера по переводу мирового сообщества на рельсы мирного и безопасного устойчивого/направляемого развития на основе актуализации передовых научных знаний и ценностях Преображения. К числу приоритетов Солидарного Созидания относится деятельность по освоению космических пространств и ресурсов, которая станет главным содержанием эпохи 4-й промышленной революции, с одной стороны, и позволит окончательно решить проблему ликвидации конфликтов, возникающих вследствие борьбы за приобретение территориальных, природных и иных ресурсов земного происхождения.

Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы.

Гармония - (греч. harmonia связь стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии организованность космоса, в противоположность хаосу, установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности.

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.[7]

Уважение суверенитета — основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и других международных актах.

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость ... государства ...» — статья 82 Конституции Российской Федерации.

Мировоззренческий суверенитет - система воззрений, позволяющее обеспечить государственный суверенитет на основе передовых знаний, современных образовательно-воспитательных технологий и солидарного (совместно с верховной властью, гражданским обществом и другими социумами) созидания путем разработки и эффективной реализации перспективной, опережающей и носящей долгосрочный характер модели социально-экономического и политического развития, отвечающего национальным интересам и вызовам глобального характера действия.

Национальный интерес – это консенсус между государственными интересами и интересами гражданского общества.

              ГЛОССАРИЙ

ЧЕЛОВЕК – это чело (т.е. лик, лицо, личность) и век (т.е. столетия, история). Иными словами, человек – это личность, своими деяниями творящая свою историю, настоящее и будущее.

ГРАЖДАНИН – лицо, чья принадлежность к государству закреплена законом. Он наделен правами, свободами и обязанностями, отличающими его от иностранных граждан, находящегося на территории данного государства.

Социум (от лат. socium - общее) - англ. socium; нем. Sozium. Большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры; высшая форма социума - общество как целостная социальная система.

Cогласно теории научного коммунизма (в переводе на русский язык коммуна – это община), классы – это социальные группы/соцумы, которые различаются по отношению к средствам производства, а основа классового деления общества лежит в производственных отношениях.

Общества делится не только по классам. Они включают в себя различное множество других категорий: профессиональные социумы (например, социумы научный и творческой интеллигенции, властно-чиновничий социум и социум военных и т.д.), пассионарно-цивилизационные, конфессиональные и этнические социумы, социумы по возрастным категориям и т.п.

В социумах наличествуют противоречия и конфликты, кроме того между различными социумами сходной природы также имеются противоречия  и конфликты, переходящие в неконтролируемый, а порой управляемый, хаос (например, борьба за доминирование в целях присвоения чужих ресурсов) и порой трансформирующиеся в силовую форму -  войну, которая может привести к гибели конфликтующих сторон.   

Конфликты межу различными сегментами сверхсложной системы (в случае ее неупорядоченности на основе направляемого развития) могут носить гибельный характер для самой сверхсложной системы. Иными словами, если человечество не примет парадигму МИРа, его ждет неминуемая гибель.

Человечество – это совокупность всех людей, входящих во множество разнообразных социумов в качестве индивидуальных членов. Социумы – это сложная система, а человечество – сверхсложная система.

Мировое сообщество – это взаимосвязанная система государств мира во главе которых стоят властные структуры/социумы.

Всемирное гражданское общество – организованное в глобальном масштабе объединение людей, которые независимо от гражданства, национальной или конфессиональной принадлежности разделяют общечеловеческие ценности. Его политической основой является глобальное движение неправительственных организаций. В экономическом плане ВГО базируется на деловом секторе, представленном частным предпринимательством. Технологической основой ВГО является развитие новейших средств коммуникаций, обеспечивающих глобальное  распространение потоков информации через государственные границы ин большие расстояния, что получило название "глобальная революция в общении.

Мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы. Общественное мировоззрение меняется от эпохи к эпохе и складывается под воздействием культуры эпохи как целого. При этом в научной литературе используется следующее определение культуры, сформулированное английским этнографом Эдуардом Б. Тайлором: «Культура или цивилизация, в широком этнографическом смысле, слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

В Библии сказано: «В начале было слово». Иными словами, «слово», т.е. мировоззрение, составляет сущность человеческого бытия, смысл его жизнедеятельности. Мировоззрение должно быть осмысленным, выстраданным. Мировоззрение, впитанное с молоком матери, т.е. представляющее собой набор догм, правил и ценностей без соответствующего осмысления, - это конформистское мировоззрение. Оно может стать объектом конфликтных ситуаций/спекуляций и делается уязвимым. В этом случае оно на бессознательном уровне может быть заменено на другое, также порой сформированное из догм, правил и ценностей, но уже ложной направленности.

В процессе реализации свей жизненной функции человек опирается на веру как символ мировоззрения. Вера у теистов – это вера в Бога, у атеистов – вера в человека и человечество и т.п.

Идеоло́гия (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, разум, учение) — совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии).

Идеология не наука, хотя она может включать научные знания. В отличие от науки идеология, как выражение частных интересов в форме всеобщности, представляет собой знание о социально-политической жизни по отношению к интересам составляющих её сил, задавая на этой основе оценку желательности или нежелательности того или иного социального бытия.

Таким образом, разница между мировоззрением и идеологией очевидна. Та или иная идеология - это всего лишь одна из социально-экономических и политических граней мировоззрения как отражения всеобщности.

Трансдисциплинарность используется как «принцип организации научного знания», открывающий широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении комплексных проблем природы и общества. Следует отметить, что трансдисциплинарность, позволяет учёным официально выходить за рамки своей дисциплины, не опасаясь быть обвиненными в дилетантстве. Ярким примером использования трансдисциплинарного подхода стала созданная в XIX веке марксистская теория, основными источниками которой стали немецкая философия, буржуазные английские экономические учения и французский утопизм.

Косвенная агрессия в международном праве – это агрессия, совершаемая вооруженными бандами, группами, регулярными силами или наемниками, формально не входящими в состав регулярных вооруженных сил какого-либо государства или скрывающими свою принадлежность к ним, хотя они организуются определенным государством либо действуют от его имени или по его поручению. На К. а. не распространяется норма международного права, в соответствии с которой государство вправе уклониться от ответственности за действия лиц, не обладающих качеством его органа. К К.а. нередко относят действия, предусмотренные ст. 3 Определения агрессии 1974 г., а именно засылку государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно актам агрессии, или значительное участие государства в подобных действиях. Совет Безопасности ООН определил, что другие случаи К. а. также. представляют собой агрессию, согласно положениям Устава ООН.

Полицентризм - (англ. polycentrism; от др.-греч. πολύς — многий, многочисленный + лат. cetrum — центр, средоточие) — принцип и основная структурная особенность геополитического устройства современного мира. Многополярная структура мира формируется под воздействием множества геополитических факторов, в числе которых видная роль принадлежит экономике. Полицентризм предполагает наличие в системе международных отношений нескольких наиболее сильных государств или блоков, взаимоотношения которых определяют развитие мировой политики. Гегемонистская парадигма однополярного мира основана на англо-саксонских ценностях насилия и индивидуализма. Антитезой этому мировоззренческому доминированию может стать только разработка и реализация перспективной, опережающей парадигмы направляемого развития в рамках ненасильственного полицентризма. Концепция «многополярной глобализации» констатирует наличие определенного баланса сил между государствами. Она направлена на достижение равноправия государственных, религиозных, национальных, культурных и цивилизационных форм.  

Направляемое развитие базируется на способности поддерживать желаемые тенденции либо избежать тех или иных подводных камней или катастроф, способных увести в сторону поток развития событий. Итак, людям, науке доступно не жесткое управление с четко поставленными целями, а возможность направления естественных процессов самоорганизации в желаемое русло развития, которое (по нашим представлениям сегодняшнего дня и уровню наших знаний) обеспечивает стабильность общественной жизни и ее развитие. И не в далекой перспективе, а на том временном отрезке, где мы еще способны разглядеть горизонты. В этом только и может быть смысл управляемости общественных процессов, выражаемой принципом кормчего: Стремясь достичь желаемой гавани, кормчий не должен рассчитывать только на свои силы. Он в максимальной степени должен уметь использовать могучие силы Природы - силу течений и ветра. И уж во всяком случае не направлять свой корабль наперекор потоку. Так и в общественной жизни: главное - понять естественные тенденции развития, стремления людей. И только с помощью такого знания стремиться преодолеть трудности развития. Необходимо учитывать, что направляемое развитие должно осуществляться в сложносистемной, мультиагентной среде разнообразных (властных, гражданских, научных и деловых) социумов.   

Солидарное Созидание – это деятельность направляемого характера по переводу мирового сообщества на рельсы мирного и безопасного устойчивого/направляемого развития на основе актуализации передовых научных знаний и ценностях Преображения. К числу приоритетов Солидарного Созидания относится деятельность по освоению космических пространств и ресурсов, которая станет главным содержанием эпохи 4-й промышленной революции, с одной стороны, и позволит окончательно решить проблему ликвидации конфликтов, возникающих вследствие борьбы за приобретение территориальных, природных и иных ресурсов земного происхождения.

Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы.

Гармония - (греч. harmonia связь стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии организованность космоса, в противоположность хаосу, установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности.

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.[7]

Уважение суверенитета — основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и других международных актах.

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость ... государства ...» — статья 82 Конституции Российской Федерации.

Мировоззренческий суверенитет - система воззрений, позволяющее обеспечить государственный суверенитет на основе передовых знаний, современных образовательно-воспитательных технологий и солидарного (совместно с верховной властью, гражданским обществом и другими социумами) созидания путем разработки и эффективной реализации перспективной, опережающей и носящей долгосрочный характер модели социально-экономического и политического развития, отвечающего национальным интересам и вызовам глобального характера действия.

Национальный интерес – это консенсус между государственными интересами и интересами гражданского общества.