СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ДЛЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ 10-11 КЛАССОВ (ВОЗМОЖНО, НА УДАЛЕНКЕ/ОН-ЛАЙН)

      СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД – направление философии и методологии науки, специально-научного познания (рассмотрение ситуации/проблемы с разных точек зрения) и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

      В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями рассматриваемого объекта. Для понимания поведения систем (прежде всего целенаправленного) необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управления – формы передачи информации от одних подсистем к другим и способы воздействия одних частей системы на другие, координацию низших уровней системы со стороны элементов ее высшего уровня управления, влияние на последние всех остальных подсистем. Существенное значение в системном подходе придается выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов. Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта. Системные объекты очень часто бывают не безразличны к процессу их исследования и во многих случаях могут оказывать существенное воздействие на него.

      Системный подход не существует в виде строгой теоретической или методологической концепции: он выполняет свои эвристические функции, оставаясь совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований. Эта ориентация осуществляется двояко. Во-первых, содержательные принципы системного подхода позволяют фиксировать недостаточность старых, традиционных предметов изучения для постановки и решения новых задач. Во-вторых, понятия и принципы системного подхода существенно помогают строить новые предметы изучения, задавая структурные и типологические характеристики этих предметов и т. о. способствуя формированию конструктивных исследовательских, мировоззренческих и созидательных программ. Роль системного подхода в развитии научного, технического и практически-ориентированного знания состоит в следующем. Во-первых, понятия и принципы системного подхода выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании (напр., понятие биосферы в концепции В.И.Вернадского, понятие биогеоценоза в современной экологии, оптимальный подход в экономическом управлении и планировании и т.п.). Во-вторых, в рамках системного подхода разрабатываются новые по сравнению с предшествующими этапами развития научного познания схемы объяснения, в основе которых лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление типологии его связей. В-третьих, из важного для системного подхода тезиса о многообразии типов связей объекта следует, что любой сложный объект допускает несколько расчленений. При этом критерием выбора наиболее адекватного расчленения изучаемого объекта может служить то, насколько в результате удается построить «единицу» анализа, позволяющую фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику.

       Таким образом, системный подход, как междисциплинарное философско-методологическое и научное направление исследований, дает возможность человеку выработать парадигму созидательно-творческого мировоззрения, определить пути и способы ее реализации путем изучения основ мировоззрения как в рамках школьной программы, так и дальнейшем посредством самообучения и самовоспитания. Системный подход позволяет человеку открыть себя миру, и тогда мир откроется для него.

      В РФ дети получают паспорт, т.е. становятся гражданами, в 14 лет. В 18 лет гражданин может принять участие в голосовании на проводимых в РФ выборах. В 18 лет он может быть также признан в армию, может вступить в брак, создавая таким образом ячейку общества. В действительности многие из них (особенно в крупных городах) инфантильны и зависимы от социальных интернет-сетей.

     А возрасте 18 лет он заканчивает одиннадцатилетнюю школу, получая аттестат о среднем (полном) общем образовании. В СССР выпускники средней школы получали аттестат зрелости.

       Академик АН СССР, Герой Социалистического Труда, ректор МВТУ им. Н.Э.Баумана (1964-1985 гг.) Г.А.Николаев в газете «Известия» еще в 1967 г. писал о необходимости преподавания в технических ВУЗах также и гуманитарных наук, поскольку овладение как техническими, так и гуманитарными знаниями способствует выработке целостного мировоззрения. Добавим, что для формирования целостного мировоззрения, позволяющего адекватно осмысливать происходящие в мире и обществе процессы, также необходим и системный подход.

       Полагаем, что для того, чтобы современные выпускники средней школы действительно стали бы зрелыми личностями и полноценными гражданами преподавание основ системного анализа в средней школе учащимся 10-11-х классов хотя бы факультативно (возможно, на удаленке/он-лайн) необходимо.

      Анализ тематики школьных программ 10-11 классов показывает (см. приложение), что этих знаний в общем-то достаточно, но, по-видимому, могут быть добавлены еще некоторые темы.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Темы школьной программы 10 класс Математика:

Периодичность тригонометрических функций: четные и нечетные
Свойства тригонометрических функций: гармонические колебания
Решение простейших тригонометрических уравнений: графики и примеры
Решение простейших тригонометрических неравенств: примеры и алгоритмы
Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений
Понятие о приращении функции, приращении аргумента: примеры
Понятие о производной: разбираем на примере задачи
Понятие о непрерывности функции и предельном переходе: основные правила
Применения непрерывности: метод интервалов и примеры
Касательная к графику ункции: уравнение касательной
Критические точки функции: максимумы и минимумы
Примеры применения производной к исследованию функции: ↑ и ↓

Темы школьной программы 11 класс Математика:

Основное свойство первообразной: теорема и наглядные примеры
Три правила нахождения первообразных: алгоритм нахождения и примеры
Формула Ньютона - Лейбница: примеры вычисления интегралов
Применение интеграла: нахождение объема тела и вычисление центра масс тела
Иррациональные уравнения: алгоритм решения и примеры
Степень с рациональным показателем: их основные свойства
Показательная функция: график и основные свойства функции
Решение показательных уравнений и неравенств: алгоритм решения и примеры
Логарифмы и их свойства: определение и алгоритм решения
Логарифмическая функция: основные свойства и графики
Понятие об обратной функции: график функции и теорема
Производная и первообразная показательной функции: число е и примеры
Производная и первообразная логарифмической функции: примеры и алгоритм
Понятие о дифференциальных уравнениях: примеры использования уравнений.