ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ НПО ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ 2014 ГОДА ГОДОМ 115-ЛЕТНЕЙ ГОДОВЩИНЫ ГААГСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО РАЗОРУЖЕНИЮ, ГОДОМ НАЧАЛА ГЛОБАЛЬНОГО РАЗОРУЖЕНИЯ, МИРА И СОГЛАСИЯ

Скульптура «Перекуем мечи на орала»

Евгения Вучетича, подаренная ООН

                                                      

1.   Преамбула

В мире нарастает и углубляется множество глобальных проблем современности (ГПС). Они лишь частично поддаются решению на основе сложившейся на протяжении многих веков парадигмы развития человеческой цивилизации. Становится очевидной необходимость постепенного перехода от архаичной и тупиковой парадигмы к парадигме перспективного развития человеческой цивилизации. Этот переход должен осуществляться, в частности, с использованием конвергентных методик (а не методом «проб и ошибок», как это неоднократно происходило в предшествующие исторические периоды). В основу новой парадигмы должны быть положены концептуальные подходы направляемого созидания, сформулированные в ходе работы по проблемам всеобщего и полного разоружения, ключевым для всего множества ГПС.

Наши предложения являются продолжением и обновлением провозглашенных ООН Целей Развития Тысячелетия/Устойчивого Развития. Достигнутые в последнее время результаты по урегулированию ряда затяжных конфликтов (в Сирии, в результате чего будут уничтожены запасы химического оружия, заключение Соглашения по ядерной программе Ирана и т.д.) - это движение в верном направлении, соответствующее изложенным в Заявлении целям. 

Очевидно, что проблемы всеобщего и полного разоружения имеют долгосрочный, затратный и сложно системный характер. Их разработкой и реализацией должны солидарно заниматься различные государственные и межгосударственные, предпринимательские и иные структуры и, в первую очередь, Всемирное гражданское общество. Важнейшая роль, по нашему мнению, должна принадлежать ООН, ее структурным подразделениям.   

2. Краткое изложение истории рассмотрения и современное состояние вопроса о разоружении.

          Разоружение - это система мероприятий, осуществление которых должно привести к полному уничтожению или существенному сокращению средств ведения войны и созданию условий для устранения угрозы её возникновения. В современных условиях в связи с наличием в мире ядерного и др. видов оружия гигантской разрушительной силы разоружение стало важнейшей международной проблемой, требующей безотлагательного решения.

        Наиболее значимым событием в попытках решения проблем разоружения стала Гаагская конференция по разоружению, которая была созвана по инициативе России в 1899 году (второй этап Конференции состоялся в 1907 году).

     Более серьезные попытки были сделаны после 1-й Мировой войны.

     Вашингтонская конференция 1921—22 проходила в Вашингтоне с 12 ноября 1921 по 6 февраля 1922. В работе Вашингтонской конференции приняли участие США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Португалия; присутствовали также делегаты от британских доминионов и делегат, выступавший от имени Индии. Вашингтонская конференция была созвана по инициативе США, которые рассчитывали добиться благоприятного для себя решения вопроса о морских вооружениях и закрепления нового соотношения сил империалистических держав в Китае, а также в бассейне Тихого океана. Однако Вашингтонская конференция 1921-22 не внесла изменений в существовавшее в то время положение. За 10 лет своего существования вашингтонская система расшатывалась столь же упорно, как и версальская. Подрывная работа в этом направлении велась, главным образом, Японией. На Генуэзской конференции, которая проходила с 10 апреля по 19 мая 1922 года при участии представителей 29 государств, советская делегация предложила провести всеобщее сокращение вооружений. Однако, как вопрос о разоружении, так и вопросы урегулирования взаимных финансово-экономических претензий не были разрешены на Генуэзской конференции.

    В 1927 г. министр иностранных дел Франции А. Бриан обратился к США с предложением отказаться от войны, как от орудия национальной политики. Бриан заявил о необходимости мирного разрешения международных споров. В 1928 г. более десяти государств подписали пакт Бриана — Келлога. Это был очень важный документ, потому что он показывал стремление стран и народов к мирному сосуществованию.

    В 1925 г. Лига Наций начала готовить созыв международной конференции по разоружению. Женевская конференция по разоружению 1932-35 - международная конференция по сокращению и ограничению вооружений, созванная по решению Совета Лиги Наций, начала работу после длительного подготовительного периода 2 февраля 1932 в Женеве при участии 63 государств; из них 9 (СССР, США, Афганистан, Бразилия, Египет, Коста-Рика, Мексика, Турция, Эквадор) в Лигу наций не входили. Однако спустя десять месяцев она закончила свою работу, не достигнув результатов. Германия настаивала на устранении своего неравноправного положения после Версальского мирного договора; Франция сосредоточилась на обеспечении гарантий своей безопасности как необходимом предварительном условии сокращения армии; США и Великобритания предлагали рассматривать процесс разоружения как чисто технический вопрос о разграничении типов оружия, не зависящий от предварительных условий и гарантий; СССР настаивал на всеобщем безоговорочном разоружении, подразумевая под этим устранение препятствий своим революционным устремлениям. Семнадцатимесячная вторая сессия, состоявшаяся в период с января 1933 по июнь 1934, была столь же безуспешной, как и первая. Были выдвинуты предложения по запрещению бомбардировок с воздуха и производству вооружений на частной основе, по обязательной публикации расходов на закупки вооружений и ряд других, но все они были отклонены.

     Вторая Мировая война, которую развязала фашистская Германия, втянула в свою орбиту большинство стран мира. В этой войне прямо или косвенно участвовало более 80 процентов населения земного шара. Война принесла огромные человеческие жертвы и уничтожение материальных и культурных ценностей, созданных на протяжении столетий человеческим трудом.

    В ходе последующих после 2-й Мировой войны переговоров (в основном, двусторонних: НАТО/США и СССР (Россия) в плане решения разоруженческой проблемы) возникли новые подходы, и произошла подмена понятий: вместо всеобщего и полного разоружения – стратегическая стабильность.

Примечание. Под стратегической стабильностью понимается устойчивость стратегического ядерного равновесия, которое сохраняется в течение длительного периода времени, несмотря на влияние дестабилизирующих факторов. Такое равновесие обеспечивалось примерным равенством ядерных вооружений сторон по совокупности количественных (боевой состав, суммарное число боезарядов, структура) и качественных (боевые возможности в различных видах ударов) показателей, что означает примерное равенство контрсиловых потенциалов, потенциалов ответно-встречных действий и потенциалов сдерживания. Такие взгляды на стратегическую стабильность воплощены в Договор СНВ-1, подписанный в 1991 году, и в 90-е годы в Договор СНВ-2, в рамочное соглашение по Договору СНВ-3 и в новый Договор СНВ 2010 года.

         Заключенные в ходе различных переговорных форумов соглашения, несмотря на определенные успехи на отдельных направлениях, не предотвратили ни 1-ю, ни 2-ю мировые войны, не улучшила ситуацию и холодная война. И сейчас в мире разрабатываются и используются все новые и новые виды оружия, множатся локальные войны, уносящие жизни миллионов людей. Более того, со времени проведения Гаагской Конференции мировой арсенал вооружений (включая оружие массового поражения) неизмеримо вырос и в качественном и в количественном отношении.

          При этом и в период проведения Гаагской Конференции (как точки отсчета рассмотрения проблемы разоружения на глобальном уровне) и в настоящее время между основными соперничающими странами хотя и продолжают сохраняться геополитические противоречия, однако груз конфронтации на идеологической основе в значительной степени уменьшен. Это позволяет всем нам, жителям Планеты Земля, надеяться на успех нашей разоруженческой инициативы.

         Особенностью войн ХХ-ХХI веков стало все возрастающее число жертв среди гражданского населения. Опыт истории, суровые реалии ядерного века диктуют необходимость мирного сосуществования, противопоставляют военно-техническому иррационализму идею безопасности, равной для всех. Военная техника не может обеспечить безопасность не столько потому, что она неэффективна, а потому, что проблема безопасности – это по своей сути не техническая, а политическая проблема. Ныне в решении проблемы войны и мира на первый план выходят разум и политическая воля миллионов людей, не желающих сгореть в ядерном пожаре.

          В мире современных противоречий разоружение просто не может быть достигнуто без соответствующей, выработанной для этой цели ценой постоянной самоотверженной работы, готовности жить в разоруженном мире. Полное и всеобщее разоружение и мир во всем мире мыслимы и возможны только как социально-психологический продукт политического, экономического, социального и созидательного развития человечества.

3. Основные участники решения проблемы разоружения.

        Основной и неотъемлемой функцией государства должно быть выполнение Конституции (Общественного Договора с гражданами) и основанного на ней законодательства, включая ее защиту с применением, в случае необходимости, насильственных мер как во внутренней, так и во внешней политике. При этом Проводимая отдельными государствами внешняя политика может принимать ярко выраженный милитаристский характер.

         Бизнес-корпорации, участники конкурентных, в том числе глобальных, войн, оказывают мощное воздействие на государственную политику. Вспомним памятное заявление покидавшего пост Президента США Д.Эйзенхауэра о всемогуществе ВПК.

          Власть предержащие (вследствие регулярной сменяемости субъектов власти) и бизнес (включая даже самые крупные и могущественные бизнес-корпорации) не способны разрабатывать долгосрочные концепции и стратегии развития глобального характера. На мировой арене государства ограничены национальными, зачастую узкоэгоистическими и конфронтационными интересами. Эти интересы, как правило, сопровождаются идеологическим камуфляжем для оправдания предпринимаемых ими действий насильственного характера, включающих прямую, косвенную агрессию и идеологические диверсии. Этими обстоятельствами, в частности, вызван глобальный, многоплановый кризис доверия на межгосударственном уровне, препятствующий позитивному разрешению вышеуказанных проблем.

        Вопросы войны и мира всегда привлекали к себе внимание ученых. Большую роль сыграли ученые в деле становления движения сторонников мира после 2-й Мировой войны. Борцы за мир вечно будут помнить выдающихся деятелей науки, чьи имена связаны с первыми конгрессами мира, со Стокгольмским воззванием, с другими акциями против военной угрозы. Это Ф. Жолио-Кюри, Дж.Бернал, Л.Инфельд и многие другие выдающиеся деятели науки.

        Однако современное научное сообщество в своих прогнозах будущего, основываясь на исторических прецедентах и несовершенных научных знаниях, предсказывает нарастание хаоса в развитии мирового сообщества и разрабатывает пессимистические сценарии будущего человеческой цивилизации, рисующие картины грядущего самоуничтожения человечества, внося тем самым наряду с бизнесом и властью свою лепту в опасную разбалансированность системы мирового сообщества.

         Председатель Генеральной Ассамблеи ООН Харри Холкери на 54-й Конференции ДОИ/НПО 10 сентября 2001 г., говоря о роли гражданского общества в осуществлении решений Саммита тысячелетия, заявил, в частности, следующее: «ООН была создана в качестве межправительственного органа, призванного служить людям. Теперь же в целях достижения устойчивых результатов мы должны расширить нашу институциональную основу и рассмотреть новаторские способы вовлечения гражданского общества в нашу работу, начиная с ранних стадий планирования. Укрепление всемирного сообщества важно, поскольку последнее обеспечивает механизм для управления процессами глобализации посредством глобальных политических решений и глобального управления…».

        Однако Созидательное Всемирное Гражданское Общество (СВГО) развивается хаотично. Его полномочия ограничены: часть НПО, действующих на мировой арене, является предметом манипулирования со стороны государственных и бизнес-структур; другие НПО занимают конфронтационную в отношении власти позицию; третьи увлечены решением чисто организационных вопросов (конференции, круглые столы и т.п.). Между тем, всемирное гражданское сообщество, по выражению великого русского поэта А.С.Пушкина, «безмолвствует».

4. Роль СВГО в деле разоружения и пути повышения его эффективности.

        СВГО, как солидарное объединение НПО, способно развиваться по специфическим законам направляемого созидания и формирования общественной перспективы. СВГО может решать комплекс фактически взаимосвязанных глобальных проблем современности только в партнерском взаимодействии с властными и бизнес-структурами. Однако государственные/властные структуры, бизнес-структуры и структуры СВГО обладают разными жизненными циклами и развиваются по принципиально отличным друг от друга законам. Следовательно, проблема гармонизации этих отношений приобретает фундаментальный характер.

         Отсутствием полноценного и гармоничного взаимодействия вышеуказанных субъектов вызваны многочисленные неудачные попытки решить проблему глобального и всеобщего разоружения. Без учета противоречивого взаимодействия этих структур невозможно научное прогнозирование будущего, а выработка стратегий развития Человечества, в том числе в области разоружения, неосуществима.

        Организация движения за полное и всеобщее разоружение и мир является одной из основных задач ООН. Поэтому организационные проблемы этого движения неразрывно связаны с организационными проблемами самой Организации Объединенных Наций. Итак, через ООН, являющуюся в действительности международной организацией объединенной государственной власти, эта государственная власть через своих представителей осуществляет свою международную деятельность с позиций государственной власти и в интересах государственной власти, но не всегда с позиций народа и в интересах народа. Из этого следует, что в ООН, наряду с интересами государственной власти, должны быть представлены интересы народов.

         Полное и всеобщее разоружение и мир во всем мире — основной вопрос современности. Только в международном масштабе организованная работа ради разоружения и мира является единственной гарантией разоружения и мира; и организация этой работы должна идти в направлении создания массовых организаций, действующих во всех слоях населения всех государств и обладающих в какой-то мере организационной автономией и организационным иммунитетом в целях обеспечения необходимой для работы этих организаций свободой рук.

        Таким образом, необходимость структуризации СВГО, полноценного партнера государственных и бизнес структур по решению проблем полного и всеобъемлющего разоружения и мира, стала основополагающей задачей. Создание Сетевого Сообщества ООН по решению проблем Устойчивого Развития – это реальное продвижение в деле консолидации членов СВГО.

5. Предложения по решению проблемы всеобщего и полного разоружения:

Разработка на основе передовых научных знаний естественно-гуманитарного характера Концепции всеобщего и полного разоружения как системообразующего элемента Концепции созидательного/устойчивого (sustainable) и направляемого развития;

Актуализация СВГО (на основе его консолидации, в том числе, с использованием формирующегося Сетевого Сообщества ООН) и задействование ВГФ в качестве полномочного представителя СВГО и лидера партнерского взаимодействия с властными и бизнес-институтами разнообразного уровня в деле решения глобальных проблем современности, краеугольным камнем которых является проблема разоружения;

Контроль со стороны СВГО за деятельностью военно-политических союзов (НАТО, ОДКБ и т.д.), в том числе в сфере разработки и заключения двухсторонних/многосторонних соглашений по сокращению оружия массового поражения (включая ядерное) с точки зрения недопущения дисбаланса сложившейся системы стратегической стабильности;

Проведение совместного с ООН комплекса мероприятий в плане объявления 2014 года годом начала Глобального Разоружения, Мира и Согласия, в том числе подготовка к проведению глобальной Конференции, посвященной 115-летней годовщине Гаагской конференции по разоружению;

Разработка комплекса мероприятий по решению проблемы полного и всеобъемлющего разоружения и проведение поэтапной работы по их реализации во взаимодействии с заинтересованными сторонами;

Разработка и принятие Конвенции по гармонизации национальных интересов в целях обеспечения стратегической стабильности как важнейшего условия в решении проблем разоружения и других глобальных проблем современности.

         Наши предложения – это не утопия и не мечта. Это - флаг, с которым дорогу осилит идущий. 7 ноября 1941 года, когда фашистские войска стояли под Москвой, было провозглашено: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!». Это был, выражаясь современным языком, виртуальный флаг. А реальный флаг был поднят над Рейхстагом в Берлине в мае 1945 года.

        Мы выражаем уверенность в том, что впереди нас ждет начало системной, широкомасштабной и результативной работы по проблеме полного и всеобщего Разоружения, достижения глобального Мира и Согласия.